На портале: www.proffi95.ru сотрудников: 272     обучающихся: 30    
ГлавнаяБлогиПолезно знать!Перечень конфликтов
Перечень конфликтов
Перечень конфликтов, возникающих именно в образовательном информационном, коммуникативном и дисциплинарном пространстве – времени

1. Абсолютизация значения своего предмета в учебном процессе.

Для преподавателей характерны две крайности:
а) преувеличение загруженности студентов и их когнитивной беспомощности (не найдет книгу, не сможет все запомнить);
б) преувеличение значения своего предмета, вернее, игнорирование факта существования других учебных дисциплин и заданий по ним.
Причина конфликта – невежество рядового преподавателя, обычно не связанного с административной или методической работой, в отношении содержания учебных планов, форм контроля успеваемости, реальной загрузки студентов по расписанию и объема домашней самостоятельной работы. Как правило, данный конфликт протекает вяло. Исключение составляют случаи, когда преподаватель затрагивает интересы другого преподавателя (например, назначает контрольную работу на время зачета по другой дисциплине). Наиболее часто встречающаяся форма поведения обеих сторон в конфликте – приспособление. При этом уровень грамотности в отношении образовательного процесса со стороны преподавателя не повышается. На первый взгляд, этот вид конфликтов в высшей школе безвреден, его разрешение не развивает и не тормозит учебный процесс. Но он вскрывает неравномерность, а главное, субъективность оснований загруженности студента, демонстрирует дистанции и разрывы между преподавателями отдельных циклов, между преподавателями и студентами в коммуникативном и дисциплинарном пространстве.

2. Необоснованная требовательность.

Отсутствие или смена правил игры; несоответствие требований значимости предмета, объему курса, возможностям студента. Поводом для развития конфликта такого рода является изменение требований в процессе обучения, а причиной – неадекватное поведение группы или методическая незрелость преподавателя, реже – внезапное изменение "правил игры" со стороны кафедры или деканата (введение лишнего экзамена). Дополнительной причиной конфликта может оказаться специфика психологического типа и поведенческого стиля преподавателя. Например, часто встречается преподаватель-садист, получающий удовольствие от власти над студентом, или преподаватель-халтурщик, который в последнюю минуту спохватывается, что не определил своих требований к экзамену или зачету. Конфликт протекает остро. Это один из самых тяжелых конфликтов, который к тому же носит целевой характер, то есть каждой стороне необходима победа для удовлетворения своих интересов и амбиций. В конфликте такого рода возможны все стили поведения: конфронтация вплоть до вмешательства высших инстанций; уклонение – в целях снизить уровень напряженности; компромисс – как предложение снять конфликт. Этот конфликт деструктивен, поскольку демонстрирует недостаточность учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Он деструктивен, поскольку субъективен по своей природе и отсутствуют объективные основы для его прогнозирования и профилактики. Он деструктивен, поскольку вызывается личностью, а разрешается снижением авторитета группы, предмета или цикла.

3. Смешивание профессиональных требований и моральных претензий.

Причина конфликта – в неразрывной связи преподавательской деятельности с воспитанием. Отношения "преподаватель–студент", "старший–младший", "знающий–обучаемый" провоцируют на синтез передачи знаний с передачей собственных ценностей и принципов. Основание конфликта – в несовпадении субкультур, в отсутствии со стороны студентов признания права со стороны старшего поколения, преподавателей (или именно этого преподавателя) их воспитывать, в необоснованном придании профессиональным требованиям характера моральных обязательств. Преподаватель-проповедник не воспринимается современной молодежью. Конфликт протекает вяло. Форма поведения в конфликте со стороны студентов – уклонение. Разрешение конфликта – в понимании несовпадения этики студента и этики преподавателя. Нельзя рассматривать профессиональные "игры" образовательного процесса через систему общечеловеческих этических заповедей. Например, преподаватель, чувствуя равнодушие студентов к своему предмету, начинает стыдить их за отсутствие потребности в информации или упрекать в неуважении к нему лично. Это вызывает глухое раздражение в студенческой группе, результатом которого скорее всего явится "голосование ногами" по поводу качества преподавания. Конфликт деструктивен, поскольку бесполезно пытаться трансформировать неформальное в формальное и оценивать и то и другое по одним и тем же критериям.

4. Нерегламентированные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Основание конфликта – принципиальная возможность появления нештатных ситуаций (например, пьяный студент или преподаватель; влюбленный студент; предложение взятки). Причина – психологическая неподготовленность субъектов образовательного процесса к управлению ситуацией и собой в условиях риска. Такие конфликты не часты, но остры, и поэтому особенно запоминаются. Формы поведения в конфликте – конкуренция, уклонение, приспособление в реальности оказываются дракой, шантажом, нарушением или закона, или, по меньшей мере служебной этики и субординации. Деструктивная функция данного конфликта – в разрушении дисциплинарного пространства образовательного процесса вплоть до вытеснения из него участников конфликта.

5. Нарушение ритуальных норм общения без согласия другой стороны.

Основание конфликта – в нерегламентированности в учебном заведении основных ритуальных форм общения между преподавателями и студентами. Причина – в непризнании студентов равноправной стороной образовательного процесса. Форма – унижение студентов. Способ поведения в конфликте обеих сторон – конфронтация (противопоставление, столкновение, противостояние).

6.Несовпадение ожиданий.

В основе конфликта лежит несоответствие компетентности и требовательности преподавателя потребностям, уровню и ожиданиям студентов. Эти конфликты также протекают остро, в них помимо основных участников вовлекаются коллеги, руководство. Сложность выхода из конфликта заключается в том, что преподавательская некомпетентность чаще выражается в коммуникативной некомпетентности, то есть в неумении работать с аудиторией, а острота конфликта не позволяет обоим субъектам образовательного процесса рационально подойти к ситуации и управлять конфликтом.
 Элина Сайдулаева  |    1254 дня назад (10 мая 2016)  |    Полезно знать!   |   Всё о конфликтах

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!