На портале: www.proffi95.ru сотрудников: 272     обучающихся: 30    
ГлавнаяНОВОСТИЧГК: Профилактика суицидального риска среди студентов

ЧГК: Профилактика суицидального риска среди студентов

204 просмотра
0 комментариев
ЧГК: Профилактика суицидального риска среди студентов

В течение 2018-2019 учебного года в Чеченском государственном колледже педагогом- психологом Закаевой М.И. систематически велась и ведется работа по предупреждению суицидальной направленности. Реализация разработанного плана мероприятий по профилактике суицидального поведения со студентами, имеющими жизненные проблемы, осуществлялась через совместную работу администрации колледжа, кураторов, родителей обучающихся.

Суицидальное поведение и непосредственно сами суициды были и продолжают оставаться одной из острых социально-психологических проблем современности. В последние годы особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий увеличилась. По данным Всемирной организации здравоохранения около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этом периоде является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одногруппниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Попытка войти в новый, взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Суицидальное поведение у подростков отличается естественным возрастным своеобразием. Им характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, импульсивность в принятии решения.

Исходя из того, что проблемы, связанные с формированием поведения в состоянии кризиса, являются ключевыми для  подросткового возраста, в Чеченском государственном колледже педагогом-психологом  подбираются различные поведенческие тренинги и психологические диагностики, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выходу из них.  Подросток, знакомый со сложной ситуацией правильнее реагирует на нее, находит целесообразное решение, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

В рамках повышения отношения к жизни как важной ценности каждого человека в ЧГК психологом Закаевой М.И. были проведены беседы, тестирования и тренинговая работа по профилактике суицидального поведения, которая включает в себя: диагностику, проводимую с целью выявления уровня депрессивности, невротизации у обучающихся; формирование у обучающихся критического мышления и адекватных представлений о сложности жизненных обстоятельств; обучение поиску верных решений в различных ситуациях.

Беседы включали в себя информацию о понятии суицида, основных признаках склонности к суицидальному поведению среди подростков и некоторыми способами снижения уровня тревожности.

Диагностика в студенческих группах проводилась с целью определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости психологической помощи, уточнения особенностей социально-психологического климата в группах.

Большую роль в профилактике и выявлении факторов риска суицидального поведения среди студентов оказывают психологические тренинги по сплочению и коммуникативной компетентности; по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Тренинги адаптивного поведения и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха.

В процессе психологической тренинговой работы у обучающихся формируются такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также знания индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных ситуациях: умений убеждать, уступать, уважать мнения других, умело управлять конфликтной ситуацией и находить компромиссное решение.

Необходимо развивать навыки практического применения стратегии решения проблем, совершенствование самоконтроля, поиска поддержки, выработки мотивации на достижение успеха – все эти понятия могут быть основаны на тренингах поведенческих навыков. По мнению И.С. Кона профилактика суицида заключается не в избегании конфликтных ситуаций, это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.